I & S INNOVATION & SUSTAINABILITY

Казахстан. Шроты: анализ текущего состояния и практика применения

27 сентября 2018 г.

Перспективы развития рынка продуктов питания обсудили на традиционном сентябрьском семинаре компании «ЭФКО»

27 сентября, Москва, Россия – Группа Компаний «ЭФКО», лидер рынка специализированных жиров и маргаринов в России и странах ЕАЭС, провела для своих партнеров семинар, участие в котором приняли сотрудники более 30 предприятий кондитерской, молочной и хлебопекарной отраслей из России и стран СНГ, а также представители научных институтов и отраслевых ассоциаций. С докладами для присутствующих выступили ведущие сотрудники ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», компаний Nielsen, Sberbank CIB и других.

IMG_5139.JPGУже стало традицией, что осенний бизнес-сезон масложировой дивизион ГК «ЭФКО» открывает для своих партнеров в Москве, более десяти лет проводя семинары, посвященные ключевым вопросам развития пищевой промышленности.

В этот раз в рамках мероприятия удалось обсудить многие важные темы: положение дел на рынке, основные тренды в производстве продуктов питания, возможности перехода на цифровую экономику, а также макроэкономическую ситуацию.

Семинар открыла дегустация продукции на основе специализированных жиров и маргаринов компании «ЭФКО». Технологи Группы представили партнерам новые рецептуры кондитерской и сырной продукции. Изделия получили высокую оценку участников.

«Мне понравился сырный продукт полутвердый: у него ярко выраженный сырный вкус и запах, пластичная консистенция. Также могу выделить сырный продукт по типу «Качотта», специи придают ему особенный вкус. И хочу отметить, что очень эффектно выглядят шоколадные глазури – это еще одна прекрасная идея от технологов компании «ЭФКО», – поделилась впечатлениями Екатерина Скрипникова, менеджер проекта компании KDV.

Первым докладчиком, выступившим на форуме, стал руководитель направления по развитию партнерства с FMCG-производителями компании Nielsen Михаил Самохвалов. В рамках обзора рынка кондитерской и молочной продукции он рассказал собравшимся о современных трендах на рынке продуктов питания, познакомил с ключевыми факторами успешного запуска новинки, а также с тем, за что, согласно исследованиям, готовы платить россияне.

«Один из трендов, существующих сегодня на рынке, – это тренд «возьми с собой», связанный с тем, что у покупателей все сильнее проявляется дефицит времени. Увеличивается количество потребителей, отдающих предпочтение продуктам, которые можно употребить на ходу, – отсюда интерес к продукции в удобной модернизированной упаковке: батончикам, шоколадным плиткам небольшого формата и т. п. Также можно выделить премиализацию упаковки и сегментацию целевой аудитории. Важнейшим трендом является тренд здорового питания: органическая упаковка, биопродукты, классические продукты с полезными свойствами – вот примеры, которые следуют тенденциям покупательского и потребительского предпочтения», – поделился информацией Михаил Самохвалов.

Тема здорового питания также стала одной из ключевых в выступлении руководителя лаборатории пищевых биотехнологий и специализированных продуктов ФГБУН «ФИЦ питания и биотехнологии», доктора технических наук, профессора Аллы Кочетковой.

IMG_50772.jpg«Глобальная стратегия по питанию призывает нас помнить о рисках для здоровья, связанных с избыточным потреблением критически значимых пищевых веществ и дефицитом в пищевом рационе ряда эссенциальных нутриентов. Нивелирование этих рисков связано с коррекцией пищевого рациона, направленной на снижение количества потребляемых с пищевыми продуктами соли, сахара, насыщенных и содержащих трансизомерные кислоты жиров и повышение уровня потребления эссенциальных пищевых веществ, прежде всего, витаминов и минеральных веществ. Одним из источников незаменимых веществ могут выступать жировые продукты с заданным составом, содержащие жирорастворимые витамины, полиненасыщенные жирные кислоты, пробиотические микроорганизмы и другие специально введенные биологически активные компоненты», – отметила профессор Алла Кочеткова.

На семинаре большое внимание уделили и теме экономики. Родион Ломиворотов, кандидат экономических наук, старший макроэкономист компании Sberbank CIB, осветил вопросы макроэкономической ситуации в стране и в мире: озвучил прогнозы федерального бюджета, рассказал о влиянии повышения НДС на рост цен и о перспективе улучшения ситуации на рынке труда за счет пенсионной реформы. Руководитель отдела корпоративных клиентов компании «Тензор» Ольга Пряда, рассказала о переходе на цифровую экономику с точки зрения оценки рисков и возможностей.

IMG_50072.jpgГК «ЭФКО» на протяжении многих лет занимает лидирующую позицию на рынке масложировой продукции в России и странах Евразийского экономического союза и является инновационной компанией, разработавшей первые отечественные заменители молочного жира, жиры с минимальным содержанием транс-изомеров, заменители масла какао и эквиваленты масла какао, сумевшие успешно потеснить иностранных конкурентов. Продукция Группы произведена в соответствии с требованиями Технических регламентов и мировыми стандартами и экспортируется более чем в 10 стран мира.

«Семинар, организованный компанией «ЭФКО», прошел на высочайшем уровне. Выступления докладчиков были информативными и интересными. С «ЭФКО» мы работаем уже более 13 лет, и лично мне посещение данного мероприятия дало возможность не только получить новые знания, обсудить актуальные вопросы пищевой промышленности, но и насладиться особой дружеской атмосферой. На данный момент наше предприятие занимается реализацией продуктов для здорового образа жизни, поэтому тема здорового питания, которая активно обсуждалась на семинаре, нам особенно близка», – поделился своими впечатлениями от мероприятия Владимир Сазон, первый заместитель генерального директора кондитерской фабрики «Витьба» (Беларусь).

Версия для печати

 
05.05.2021 г.

Казахстан. Шроты: анализ текущего состояния и практика применения

Текущее состояние отрасли

Опубликовано: ailword.ru


Анализируя рынок жмыхов и шротов, в первую очередь необходимо рассмотреть количество основных потребителей данного вида продукции – сельскохозяйственных животных. Динамика поголовья скота и птицы в Казахстане рассмотрена на рисунке 1.

Рисунок 1. Поголовье скота и птицы за 2017-2020 годы.

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно из рисунка 1 в среднем количество сельскохозяйственных животных в Казахстане увеличивается год от года. Так поголовье крупного рогатого скота в 2020 году увеличилось по сравнению с 2019 годом на 16,0%, овец и коз на 9,3%, свиней на 0,5%, лошадей на 29%. При этом наблюдается снижение поголовья птицы на 1 882 тыс. голов или на 4,2%, что не может повлиять на общий спрос на шроты. Темпы прироста поголовья животных в стране напрямую зависят от экономической ситуации в отрасли конъюнктуры рынка, наличия трудовых ресурсов и кормовой базы. При этом продуктивность, в свою   очередь зависит от обеспеченности организма энергией и белком. Между тем для высокопродуктивных коров кормовой протеин стал одним из важнейших лимитирующих факторов дальнейшего повышения их молочной продуктивности.


В этом отношении большего внимания заслуживают шрота, подъем производства которых наблюдается в Казахстане за последние несколько лет. Это наглядно видно на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика производства подсолнечного, соевого и рапсового  шротов за 2017-2020 гг.

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно из рисунка 2 больше всего в республике производится подсолнечного шрота: в 2020 году его выпустили на 18,7 % больше, чем в 2019 году и на 21,8% чем в 2018 году.   Объем производства соевого и рапсового шротов в 2020 году остался практически на уровне 2019 года и составил 167 035 и 100 366 тонн соответственно.


Казахстанский рынок жмыхов и шротов отличается от мирового рынка, где наибольший объем производства приходится на сою. В стране активно перерабатывается подсолнечник и экспортируются продукты его переработки. Динамика экспорта основных видов шротов рассмотрена на рисунке 3.

Рисунок 3. Экспорт подсолнечного, соевого и рапсового шротов за 2018-2020 годы

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно рисунка 3 в 2020 году Казахстан увеличил экспорт подсолнечного шрота на 71 983 тонн по сравнению с 2019 годом и на 38 627 по сравнению с 2018 годом. Основным покупателем казахстанского подсолнечного шрота является Узбекистан, доля которого в 2020 году составила 62%. Соевый шрот активно экспортируется в Таджикистан и Узбекистан их доля на рынке составляет по 30%. Что же касается рапсового шрота, то основным покупателем является Китай. В страну  экспортируется более 50% продукции.


Структура экспорта казахстанских шротов представлена на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура экспорта подсолнечного, соевого и рапсового шротов за 2020 год.

Источник: составлено по данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан


Как видно из рисунка 4 более 37% шротов экспортируется в Узбекистан, 28,5% в Китай, 28,1% в Таджикистан 14,1% и Норвегию 3%. На остальные страны приходится 8,6%. Стоит отметить, что Казахстану выгодно продукцию переработки масличных отправлять на экспорт, так как это товары с высокой добавленной стоимостью, производство которых создает рабочие места внутри страны, увеличивает налоговые платежи в бюджет и валютную выручку.

Версия для печати